Возможен ли в стоматологии МедДональдс?

Возможен ли в стоматологии МедДональдс?

20.10.2013

Константин Кальдин

Возможен ли в стоматологии МедДональдс?

В апреле этого года мы стали свидетелями довольно любопытных вебинаров. Интерес к этим вебинарам был вызван тем, что на них разбиралась «успешная модель развития стоматологической клиники», но в качестве примера была выбрана не модель собственно клиники, а известная всем модель ресторана быстрого питания «МакДональдс». Причем отсутствие альтернативных успешных моделей способно вызвать у неискушенного слушателя вполне естественное чувство эйфории – копируй «МакДональдс», и вот тебе успешная клиника. Обсуждение темы в социальных сетях также вызвало много откликов, люди сразу стали создавать готовые бренды клиники – «МедДональдс», «ФастЗуб» и прочие. Но дальше всех пошел некто Николай Чучин, который предложил не просто бренд «ЗубАвто», но и сразу описал технологию работы: «первое окно – рентген, второе – оплата, третье – сверлим!».

Однако шутки шутками, но мы решили разобраться, принесет ли данная модель успех в стоматологии? И коль скоро речь шла о том, что маркетинговую модель «МакДональдса» можно с успехом применить и в стоматологии, мы постараемся выяснить, что конкретно может принести результат, а что нет.

Прежде всего (по моему мнению), на вебинаре нужно было сказать, что «МакДональдс» это прежде всего один из самых дорогих мировых брендов с многолетней историей, и в его создание были вложены сотни миллионов долларов. Главное преимущество бренда в том, что он понятен всем без исключения, и на этом строится вся работа сети – понятные продукты, понятный сервис, доступные цены. Люди всегда знают, что они получат в любой точке, это тоже составляющая бренда. Под силу ли создать подобный бренд в медицине? И нужно ли это?

Что медикам не следует слепо копировать у МакДональдса

Причем не потому, что плохо, а потому что модели различные.
  1. На вебинаре прозвучало – «открывайте клиники в проходных местах»

Как мы говорим всегда и везде, местоположение клиники может быть лишь дополнительным преимуществом, но никак не решающим фактором – есть масса примеров успешных клиник, расположенных далеко от трасс и метро, равно как и неуспешных вблизи. Тем более, что спрос на услуги общепита постоянный, а в стоматологии нет, только в случае болевого синдрома или уже актуализированной кем-то из стоматологов проблемы. Кроме того, нельзя забывать о том, что МакДональдс совершенно не зависит от фактора персонала – используемая технология предполагает максимально низкую квалификацию. А в стоматологии, хотим мы того или нет, обязательно будет зависимость от личности врача.

  2. Предлагайте, как в МакДональдсе, дополнительные виды услуг

Вот предлагают в МакДональдсе всем картошку и пирожки, так и вы предлагайте дополнительные услуги. На мой взгляд, тоже мимо. Ведь если врач ориентирован на комплексное решение, то и так составит комплексный план лечения. С другой стороны, как можно предлагать что-то при отсутствии показаний? МакДональдс же может предлагать что угодно и кому угодно.

  3. Используйте визуализацию продукции, как в МакДональдсе

МакДональдс использует изображение булок, и вы используйте что-то типа фото «до и после». Ну, прием, во-первых, избитый. Во-вторых, изображение еды способно пробудить аппетит. А кто гарантирует моментальное желание пациента сразу лечить зубы и именно у вас, после просмотра фото? В-третьих, где гарантия для пациента, что это именно ваши работы? Проверить никак нельзя. В-четвертых, пациент видит булку, и получит булку. А в случае со стоматологической помощью каждый случай уникален. Поэтому большая ценность данной рекомендации сомнительна.

  4. Предлагайте пациентам комплексные услуги (наборы услуг)

Просчитать стоимость комплексного обеда труда не составит. А что есть комплекс в стоматологии? Довольно трудно придумать комплексные предложения. Если в общей медицине давно используют чек-апы, то в стоматологии сложно сделать универсальный план лечения, учитывающий терапевтическую, ортопедическую и хирургическую стоматологию. Просто индивидуально все.

Что не прозвучало в вебинаре,  но именно это стоматологам стоит перенять у МакДональдса?  

Глупо говорить, что у МакДональдса нечего брать. Но удивило то, что именно это и не прозвучало в вебинаре. 
Итак:

  1. Наличие доступного массового продукта       

В МакДональдсе есть гамбургер и все остальное. Смысл в том, что сколько бы не стоили любые другие продукты, гамбургер доступен практически каждому. И все это знают – голодным в любом случае никто не останется. Если говорить об этом свойстве применительно к стоматологии, то эту модель можно использовать следующим образом – помощь при острой боли должна быть доступной. А более высокую маржу можно закладывать в имплантации, реконструктивной хирургии.

Этот прием нужен для удержания пациентов и в том случае, если клиника зависит от большого потока пациентов, что неминуемо при большой мощности, например. К тому же, мы никогда наперед не знаем, кто способен оплатить дорогую имплантацию, а кто нет.

  2. Идеально отлаженная система работы          

МакДональдс – это технология. Во всем. В стоматологии, не отрицая важности квалификации врача, нужно заметить, что именно при отсутствии многих технологий работы теряется денежный поток и возникают риски для бизнеса. Примеров этих технологий можно привести много: обследование и лечение пациента, документирование процесса лечения, согласование объемов помощи, внутренние экспертизы, технология работы регистратуры. Важно, что эти технологии должны быть.

  3. Полное отсутствие зависимости от персонала

МакДональдс от потерь персонала не страдает. По причине простоты процессов. А медицина зависит, и зачастую эта зависимость достигает критического уровня. Как же так, скажут многие. Где вы видели клинику без хороших врачей? Согласен. Но что делать в случае их ухода? Как найти баланс между репутацией клиники и репутацией врача, чтобы они приносили пользу друг другу? В США есть такой бренд «Клиники Мэйо». Я не знаю какие врачи работают в этих госпиталях, но репутация у клиники в Америке фантастическая. С 1886 года, если я не ошибаюсь. Задумайтесь над этим.

В заключение я хочу поблагодарить автора вебинара Дмитрия Гамарника, причем совершенно без иронии, ведь без него не родилось бы это эссе.



Дмитрий Гамарник
- руководитель проекта «Эксперт в стоматологии»;
- врач-стоматолог высшей категории.
www.expert-dental.info

Стоматология и МакДональдс!

Проводя весной этого года вебинар на тему «Построение успешной модели стоматологической клиники», я предложил своим коллегам обратить внимание на сеть ресторанов быстрого питания «МакДональдс», как на один из вариантов успешного бизнеса.

Недавно я с интересом ознакомился с критикой моего коллеги Константина Кальдина по поводу такого сравнения, и хочу выразить ему признательность за высказанное мнение.

Со своей стороны не вижу смысла углубляться в детали и разбирать «по косточкам» отдельные слова, целые предложения или рассматривать контекст сказанного как мной, так и моим коллегой Константином.

Ведь по-сути вопрос не в том, кто, что и с чем сравнивает, а в том, чтобы информация была изложена в понятной и доступной, для данной аудитории форме и принесла реальную практическую пользу всем, кто будет ее применять. Разве не такой информации ожидаете вы, уважаемые коллеги?

Работая в стоматологии более 20 лет и пройдя путь от зубного техника до врача-стоматолога и руководителя, я посещал различные курсы, практические семинары и мастер-классы с целью изучения методики ведения стоматологического бизнеса.

Скажу честно, что как базовые знания эта информация действительно полезна и необходима. Однако она не всегда применима в реальных, конкретных условиях работы. Поэтому, я сам адаптировал ее и затем тестировал на практике, добиваясь максимально эффективных результатов. При этом некоторые интересные идеи я брал из других сфер бизнеса.

«МакДональдс» – это один из вариантов успешного бизнеса, который можно рассмотреть со стороны. И с теми коллегами, которые до конца присутствовали на моем вебинаре, мы разобрали некоторые моменты данного бизнеса применительно к построению модели успешной стоматологической клиники.

Однако в качестве примера, в классическом варианте, мы могли бы рассмотреть и автопроизводителя компанию «Мерседес». Ведь здесь дело не в самой компании, а в наглядном примере: как, анализируя опыт других, адаптировать его к своей конкретной ситуации, чтобы выстроить именно свою модель стоматологической клиники с ее индивидуальностью и неповторимой атмосферой.

Почему я считаю такой подход к ведению стоматологического бизнеса особенно эффективным?
Давайте подумаем, уважаемые коллеги, какой подход вы, как врачи-стоматологи, используете применительно к своим пациентам, предлагая эстетическое восстановление их улыбки? В то время, как методики работы могут быть стандартны, в каждом конкретном случае решение будет индивидуальным, с учетом особенностей, потребностей и возможностей Вашего пациента.

Поэтому, готовя вебинар о построении успешной модели клиники, я ставил перед собой задачу не просто дать участникам вебинара стандартные методики. Я ставил перед собой цель также показать принцип: как правильно и эффективно применять стандартные методы к конкретной ситуации в конкретных условиях.

Ведь именно умение собирать информацию, анализировать опыт других, делать правильные выводы и принимать решение с учетом особенностей своей клиники – это те ценные навыки, которые необходимы любому руководителю клиники, чтобы сделать свой бизнес успешным.

Без этих навыков даже самые лучшие методики так и останутся сухой теорией, никак не вписывающейся в реальную жизнь. Я на собственном опыте и на опыте моих коллег убедился в правдивости этих слов. И с радостью готов делиться своими знаниями и наработанным опытом со своими коллегами врачами-стоматологами и руководителями стоматологических кабинетов и клиник. С теми, кто не хочет совершать тех ошибок, которые в свое время совершал я сам и мои коллеги. А также с теми, кто по-настоящему стремится к материальному процветанию, профессиональному росту, престижу и уважению!

Источник: Журнал «Навигатор Стоматологии»

World Cars
tit.by